19 мая 2014
Осознанная жизнь
Признаюсь, бывало, что и я подъедалась идеями других. Целями и мечтами. Читала книги — ловила себя на мысли, что и мне тоже, наверное, стоит захотеть путешествовать или вести дневник успеха.
Бегать по утрам, составлять списки того, что меня вдохновляет, и черт характера, которые я хочу в себе воспитать. Прививать себе навыки, искоренять пагубные привычки и постоянно совершенствоваться. Пока я не поняла, что есть нечто большее, чем необходимость соответствовать и примкнуть к единомышленникам, что куда важнее.
То есть твои мечты должны быть действительно твоими, а не отзеркаленными чужими — приемлемыми для тебя и в принципе понятными и тоже желанными. Как часто я подменяла одно другим! Так получилось, что жизнь поставила надо мной эксперимент: я была вытолкнута из привычного и выстроенного мною мирка на улицу, и все, что осталось у меня, — это я сама. В буквальном смысле слова. И выводами из этого эксперимента я и хочу поделиться сегодня с вами.
ВЫВОД ПЕРВЫЙ: БОЛЬШИНСТВО ВЕЩЕЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ ПОТЕРЯЛИ СВОЮ АКТУАЛЬНОСТЬ
Я очутилась на улице. В абсолютно пустой съемной квартире — с голыми стенами и прицементированной к полу газовой плитой. Все, что есть у меня, — только то, что я смогла накопить внутри себя: навыки, убеждения, душевные качества, сердечные наклонности и паттерны мыслительных процессов.
А все мои многочисленные книги, отпечатанные фотоальбомы о семейном отдыхе, любимом котике и беззаботной юности, игрушки ручной работы, которые я так сильно люблю, кулончики с буддистскими святыми, привезенные из путешествий, разноцветные фломастеры и блокноты-молескины остались заперты в прошлой жизни, в другой квартире, и оказались вещами несущественными.
Я начала обустраивать пространство вокруг себя. Выброшенная из привычного мира, оставленная одна, я стала прислушиваться к непривычному образу жизни, советам окружающих, я начала прислушиваться к себе. Оказалось, мне не нужен телевизор. То есть я, конечно же, не смотрела его лет с двенадцати вообще, но он у меня был — широкодиагональный, черный, «умный», подключенный к системе киновидеоконтента и нашпигованный гигабайтами уже проверенной и просмотренной информации — архивом музыкальных программ, сезонами сериалов и золотой фильмотекой. То, без чего я не представляла себе жизни, что бережно хранила, архивировала и зеркалила — все это, оказывается, не представляет на самом деле для меня ценности. Правда-правда. И абсолютно не нужно в моей осознанной жизни.
Огромное количество вещей и информации мы тащим за собой по привычке. Прочитанные книги заполняют наши шкафы «для внуков и будущих потомков», а к тому времени, когда они захотят прочитать эти книги, книги устареют и не будут представлять никакой ценности. А даже если эти книги из серии «вечных», то какое счастье для ребенка быть первопроходцем! Самому решить читать эту книгу, найти ее, принести в свой дом и распробовать!
Моя мама все детство запихивала в меня Детскую энциклопедию. Энциклопедия в меня не шла. Потом, отчаявшись, моя мама отнесла ее в школу, и вот, в возрасте пятнадцати лет я начала рыскать по букинистическим магазинам в поиске именно этого издания. Потому что это был мой выбор — мой, осознанный, никем не навязанный выбор.
ВЫВОД ВТОРОЙ: ВНУТРЕННИЙ НАКОПЛЕННЫЙ КАПИТАЛ НЕВОЗМОЖНО ПОТЕРЯТЬ ТАК ЖЕ ЛЕГКО, КАК МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА
Я осталась наедине с собой. Первые несколько дней я могла мыслить только на бумаге. Я сидела и писала. Когда мне становилось понятно, что я ничего не понимаю в происходящем и я не знаю, что делать дальше, я писала бесконечные списки плюсов и минусов. Рисовала схемы причинно-следственных связей. Намечала вехи пути и цели. Я делала это простым карандашом на оборотных сторонах приказов и отчетов, которые захватила с работы. Оказалось, что мне не нужен мой паркер и такой удобный молескин А4 формата, для того чтобы мыслить и строить будущее. Мне нужна только я — те методы анализа, что я накопила и привила себе в качестве навыков, моя интуиция, мой навык целеполагания и нарезания слонов на кусочки. Это как в анекдоте:
Конец рабочего дня, главный инженер заходит в цех и видит, что рабочий протирает ветошью детали.Главный инженер: «Василий Семеныч! Как вам не стыдно, время-то 17:20, до конца рабочего дня 40 минут! А вы уже домой собираетесь!
„Рабочий: „Да понимаете, товарищ главный инженер, пока ветошью детали протрешь, пока станок протрешь, пока подметешь пол, мусор выбросишь, помоешь руки, переоденешься, вот рабочий день и кончился“.Главный инженер (многозначительно): „Василий Семеныч, ну вы не правы, вот я начинаю собираться домой ровно в 18:00!
„Рабочий: „А вам-то че собираться, рот закрыл да пошел!“
ВЫВОД ТРЕТИЙ: НАС ОКРУЖАЮТ ИСКУССТВЕННЫЕ СВЯЗИ С ЛЮДЬМИ, С КОТОРЫМИ НА САМОМ ДЕЛЕ НАС УЖЕ НИЧЕГО НЕ СВЯЗЫВАЕТ
Поменяв территориальное расположение своего места проживания, я осознала, что большинство моих контактов были лишь привычкой. Например, привычкой ходить друг к другу в гости по вечерам. Оказалось, что в большинстве случаев это — лишь ритуал, за которым стоит лишь обыденность и простота выполнения: чего не дойти-то до соседнего подъезда? И сразу же стало понятно, без кого я на самом деле „не могу жить“, к кому я готова ехать через весь город, чтобы поговорить, и чье присутствие в моей жизни действительно необходимо. И, знаете, это совсем другие люди — те, с кем мы и встречались нечасто, на бегу. А для моих „завсегдатаев“ отдаленность моего жилища на „плюс тридцать минут дороги“ стала непреодолимым барьером, который обрушил всю нашу дружбу.
Сколько же времени и душевных сил я тратила, поддерживая ненужный ритуал общения! Общение, которое было привычно, но при этом никому из нас не было необходимо.
ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ: НЕ СТОИТ ДОПУСКАТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПРИНЦИПУ „ВСЕ ПОБЕЖАЛИ — И Я ПОБЕЖАЛ“ © „ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ“
Сейчас попробую объяснить. Многие поведенческие привычки мы перенимаем. Например, с отдыха у нас обязательно остается „фотография с обезьянкой“. А о том, что эта самая фотография с обезьянкой — травма для животного, содержащегося в неволе, потворство жестокому обращению, отлову младенцев для заработка на туристах и выбраковке подросших особей, теперь не столь „мимимишных“, над которыми уже совершили акт насилия — приспособили их под навязанные обществом ожидания туристов, сделали сонными, податливыми, лишили признаков дикой природы, — об этом мы забываем.
Подумайте о том, что стоит за вашей фотографией верхом на страусе или в обнимку с тигренком! И прекратите фотографироваться с „обезьянками“ (и другими животными в неволе), считая это умилительным. Это — не умилительно!
Прислушивайтесь к своей личности. И не только в контексте фотографий с животными — это я так, для примера. Действительно ли вы хотите, „чтоб ты сдох“, или с языка у вас это слетело, „как у всех“? Действительно ли вы убеждены, что все представители нетрадиционной ориентации достойны „гореть в аду“ или это вы просто трепанули языком на злобу дня? Скандируя: „Долой жуликов и воров“, уверены ли вы, что вы выступили в осознанный и лично ваш крестовый поход?
ВЫВОД ПЯТЫЙ: БОЛЬШИНСТВО ИДЕЙ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ТИШИНЫ
Прекратить свой постоянный социальный монолог, перестать соответствовать имиджу, статусу, прислушаться к себе — это не так просто, как кажется. Чтобы остановить свой внутренний монолог, отрепетированный годами, нужно сменить обстановку. Через пару дней на новом месте я начала ловить себя на том, как глупо и неактуально звучат мои вечные мантры „как меня все достало“, „я ничего не успеваю“ и даже „я подумаю об этом завтра“. На самом деле все хорошо, я все успеваю (и все было хорошо ВСЕГДА, и успевала я тоже все всегда, ровно столько, сколько нужно), и подумать время есть — прямо сейчас. 15 минут тишины в день — это не роскошь, это необходимость. Остаться наедине с самой собой, отбросить все условности, и после нескольких дней практики начинаешь слышать свой истинный голос. А он говорит мне о том, что все в наших руках, и только мы сами можем взять ответственность за происходящее и выверить свою жизнь по персональному курсу.
Поспорим?