четверг, 22 августа 2019 г.

«Я поняла: главное – жить интересно и не сотворять себе кумиров»


Наша с вами землячка, красноярка Мария Райдер в пять лет посидела на коленях Вячеслава Малежика, в двадцать лет создала сайт, посвященный артисту, а к сорока годам сделала первую фотографию с ним. 

Когда вы начали увлекаться творчеством Вячеслава Малежика? Почему? Чем оно вас тронуло? И трогает ли до сих пор?
В нашей семье бытует легенда, что все началось случайно: мои родители пошли на концерт советской эстрады (предполагаю, что это был сборный концерт с участием ВИА «Пламя»), а я каким-то образом пробралась за кулисы, нашла себе собеседника, близкого по духу, и уселась к нему на колени – этим парнем и был тридцатишестилетний Вячеслав Малежик. Сама я, конечно, ничего из этого в деталях не помню. Осталось лишь потрясшее меня ощущение спокойствия и защищенности рядом с мужчиной – именно это чувство я с тех пор и ищу в жизни, в дружбе и в любви. 
А потом был 1988 год, мне 10 лет, мы с бабушкой пошли в торговый центр и на прилавке отдела грампластинок, среди разносортицы ассортимента фирмы «Мелодия» я натыкаюсь на ироничный, грустный и очень честный взгляд человека в смокинге, в бабочке и с белой бумажной розой в руке. В этот момент я поняла, что все, я пропала – мне нужен этот взгляд, мне необходимо узнать, о чем он хочет поведать миру… Винил мне тогда купили, посчитав, что это детские песенки (на обороте конверта еще были смешные комиксовидные картинки), и нанести ущерба ребенку они не могут. 
Дома у нас был виниловый проигрыватель «ВЕГА-101» и с этой пластинки начался мой путь в музыку. А песенки на диске оказались совсем не детские:
Настольная лампа, тени на столе.
Раскинуты карты – что выпадет мне? 
Дорога? Дом казенный? Удача или крах? 
То слякоть, то поземка, то темной ночи страх… 
Новая планета – ее МНЕ открывать. 
Инструкции, советы – забыть и наплевать! 
Зеленая карета, детства миражи…
Волшебные секреты узнай и расскажи!
«В мире нарисованном», 1988 год

Именно эти строки задали направление всей моей жизни. Я точно поняла и прочувствовала идею, что все, что происходит со мной, – это МОЯ жизнь, никакие чужие инструкции и советы мне не подойдут, только от меня зависит, какой она будет, только я могу творить чудеса для себя и  для меня тоже  – цитата из более позднего интервью Вячеслава Малежика (2002 год) – «Главное в жизни – гнуть свою линию и кайфовать». 
Да, я почувствовала близость духа с автором-исполнителем Вячеславом Малежиком сразу же. Оптимизм, ироничность, абсолютно не стереотипное мышление, мастерство любую ситуацию увидеть нестандартно и рассказать о ней увлекательно:
Подложили наседке змеиные яйца. 
Удивляйся, наседка, горюй, сокрушайся! 
Только дети пошли – настоящие змеи! 
Может быть, мы воспитывать их не умеем? 

А змею посадили на яйца наседки. 
У нее получились отличные детки, 
Потому что змея относилась к ним строго. 
До чего же ответственна роль педагога!
«Притчи в соль мажоре», 1990 год
Расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь, увлекаетесь?
Так и росла я все школьные годы на песнях Малежика. Больше всего в жизни ценила свободу, после школы перепробовала несколько вузов, хорошо помню, что в первый раз поступала на филологический факультет и очень хорошо сдавала вступительные экзамены, но было лето – и последнему экзамену я предпочла поездку за город на речку, поэтому филфак случился в моей жизни гораздо позже. Сейчас у меня два высших образования и MBA. 
С 14 лет работала, причем по трудовой, с 16 лет нашла свое предназначение – книги. Начинала с помощника библиотекаря, потом ходила в гости к друзьям в книжное издательство «Кларетианум», пока Владимир Циммерман (директор издательства) не сказал мне: не майся дурью, сиди верстай. Так я познакомилась с программами книжной верстки Quark Xpress и PageMaker. С 1993 по 1998 год работала над телефонными справочниками «Желтые страницы» в издательском доме «Лайэн» у Льва Живило – уверена, эти справочники были дома у большинства красноярцев. А потом, с 1998 года в моей жизни случилось лучшее место работы – издательство «Бонус» Николая Перетятько. И хотя я проработала там всего 4 года – это были годы, заложившие основу моего отношения к работе: работать только с профессионалами, постоянно учиться и делать все на максимально возможном уровне. Мы тогда работали с московскими издательствами «Олма-пресс», «АСТ» – от рукописи до готового файла в печать сопровождали первые книги Александра Бушкова (сейчас Александр дописал уже свою 106-ю книгу), Александра Кашанского, исторические энциклопедии Валерия Федорченко, журнал «Енисей». Ни одно издательство в городе не обладало такого уровня специалистами. И пусть порой мы ночевали на работе под хороводы мышей, которые скакали вокруг моего рабочего места в отсвете от мониторов и под песни Вячеслава Малежика, – это была школа, не пройдя которую, я никогда бы не стала мастером своего дела. 
Как и когда появился сайт Малежика? Почему вы решили его создать? Вы вкладывали в него личные деньги? Кто сейчас наполняет этот сайт? 
Сайт Вячеслава Малежика появился из моей привычки все систематизировать. В нашу жизнь вошел интернет, все было в новинку. Для тех, кто сейчас еще молод, будет интересно узнать, что интернет тогда был поминутный и очень медленный, а стоил очень дорого. К тому времени у меня скопились горы заметок о творчестве Малежика, тексты его песен, фотографии. Я уже лет 8 состояла в фан-клубе по переписке (письма были бумажные и приходили в почтовый ящик), и многие поклонники Вячеслава взрослели и пересылали мне в дар бандероли со своими «сокровищами» – билетиками с концертов, программками, автографами и историями из жизни. А мне хотелось, чтобы как можно больше людей познакомились с этим архивом. Первый сайт я сделала сама на бесплатном хостинге narod.ru 21 год назад. Все делалось на мои личные деньги. Один раз, когда мы позднее переехали на домен malezhik.ru (2001 год), а у меня были тяжелые финансовые времена, Вячеслав пересылал мне деньги за хостинг. Примерно к тому времени относится и получение статуса «официальный» для сайта: Вячеслав подписывал документы у нотариуса и отправлял мне их с указанием паспортных данных и прочих формальностей. 
Последние лет 10 вокруг сайта сформировалась своя тусовка поклонников, самый преданный из которых Александр Шан: именно он занимается наполнением сайта через панель администратора. Общение происходит через гостевую книгу – туда добавляются ссылки на интервью, фотографии, именно через гостевую и сам Вячеслав ведет переписку со своими друзьями и поклонниками. В 2002 году вышел первый интернет-альбом Вячеслава «Домашняя работа», который сначала был представлен на сайте и лишь позднее вышел на CD. Традицию интернет-альбомов продолжил «Концерт для своих» (2008 год), «Над Питером» (2015 год), «Мозаика навсегда» (2015)  и «Октябрь» (2019 год). 
Вообще, у Малежика есть одна особенность – он выпускает альбом каждый год. Сейчас ему 72 года, но альбомы выходят без остановок с начала сольной карьеры – с 1986 года. 
Сколько раз вы были на концертах Малежика? Расскажите о них, о своих впечатлениях.
Я была на концертах Малежика три раза. И лишь один раз мне удалось реально прослушать весь концерт – это было в Санкт-Петербурге несколько лет назад. Первый раз на концерте, еще в 90-е, мне пришлось работать фотографом – бегать с пленочным фотоаппаратом вдоль сцены и запечатлевать Вячеслава для истории. Именно в этот раз должна была состояться наша первая совместная фотография, и я помню, как Вячеслав сказал: «Так, всё, теперь фото с фотографом», – но на этот кадр не хватило пленки. Второй раз Вячеслав приезжал в Красноярск с огромной стопкой фотографий для сайта, и вместо того, чтобы наслаждаться концертом, я бегала и сканировала их, чтобы успеть вернуть ему, договаривалась об интервью на радио (привет, Алекс Немченко!) и телевидении (привет, Ирина Долгушина и программа «Чай вдвоем»). В третий раз я поехала в Питер, и это совпало с концертом Вячеслава в этом городе. Это был первый полноценный концерт, на котором я побывала. «Это мой провайдер – Мария Райдер», – именно так представлял меня всем Вячеслав. Надо сказать, что я никогда не воспринимала Вячеслава как кумира или гуру. Мне просто было интересно и хорошо с ним. В 2000-е годы мы часто перезванивались, он пел мне свои новые песни по телефону, мы спорили (до сих пор помню, как мы поругались из-за того, что я люблю слушать песни БГ, и слова Малежика: «Были бы у тебя дети, ты бы так спокойно про наркоманские трипы не говорила!». 
Впечатления от каждого выступления Малежика – это предельная честность. Бескомпромиссность и профессионализм. Вообще, Вячеслав – человек влюбленный в песню. С гитарой он никогда не расстается. Готов петь в любом месте в любое время, без голоса, с температурой и всегда отдает себя целиком. Конечно, обычному зрителю большинство песен Малежика неизвестны. Зал знает, и требует, и принимает «Провинциалку», «Мозаику», «Попутчицу» и часто даже «Плот» Юрия Лозы (по ошибке), а когда ты знаешь каждую песню, каждую строчку, каждую интонацию и подпеваешь  – ловишь на себе изумленные взгляды. 
Вы с ним общались лично? Общаетесь ли сейчас? Есть ли у вас его автограф?
Да, раньше мы общались много и часто – по телефону. С появлением высокоскоростного интернета я ушла из телефонных разговоров вообще, а Вячеслав так полностью и не перешел в интернет. Поэтому разговоры и общение сократилось. Традиционно лет 15 я пишу поздравление с Новым годом по смс в полночь по Красноярску и всегда получаю на него ответ. Насчет автографов – я не фанатка, и Вячеслав для меня, скорее, мудрый взрослый друг, сформировавший мои взгляды на жизнь и научивший меня в том числе и тому, что нельзя сотворять себе кумира – мне никогда не хотелось иметь кусочек бумажки с его росписью. Но автографы, конечно, у меня есть – на книгах. Мало кто знает, что Вячеслав не только автор и исполнитель песен, но еще и писатель – я долгие годы говорила ему: «Вы – прекрасный рассказчик! Напишите книгу!» И вот в 2012 году вышла первая его книга прозы и стихов, и понеслось – в 2013 году книга «Снег идет 100 лет», в 2014 году «Василек, Рыжик и новые друзья», в 2015 году – «Герой того еще времени», в 2017 году «Про страну Чудландию» – сказки с рисунками Андрея Бильжо. И тут в разговоре я пошутила – теперь надо стать актером! Мне кажется, в тот момент Вячеслав задумался. И в 2017 году снялся в сериалах «Погоня за прошлым» и «Когда я брошу пить».
Какие у вас любимые песни Малежика?
Если, когда я училась в школе, я мечтала найти свои острова, как строках песни:
Снова ветер запел нам попутную песню
И надул паруса, отправляя в поход. 
Это море зовет к островам неизвестным, 
Это белый зовет пароход. 

Сколько бурь и штормов пронесется над нами? 
Сколько миль за кормою отмерит плавник? 
И в удачу порой не поверят и сами 
Те, кто верить в удачу привык! 

и моим девизом были строки:
Острова, острова – где-то ждут нас острова:
Все же карты не всегда бывают правы. 
Острова, острова – я найду вас, острова, 
Даже если целый век придется плавать!
«Острова», 1988 год,

то теперь мне хочется подпеть песне «Незнакомка»:
Усталая осень, и вечер негромкий. 
Последние листья, прощальные стаи… 
В знакомой беседке опять незнакомка 
С любимой скамейкой меня разлучает. 

В руках незнакомки – знакомая книга, 
С обложки взирает печальный Есенин. 
Смотрю я украдкой, как ветер-расстрига 
Целует, ласкает под шелком колени. 

Оторвитесь на мгновенье, оторвитесь, 
Эта книга не развеет вашу грусть! 
Улыбнитесь мне сквозь слезы, улыбнитесь – 
Я улыбкой на улыбку отзовусь! 

Моя незнакомка, я все о Вас знаю: 
И спорить со мной не пытайтесь – напрасно, 
Поскольку я сам эту книгу читаю, 
А в ней все о Вас – молодой и прекрасной.

«Незнакомка», 1998 год
Малежик знает о сайте? Как он отзывается о нем? Благодарил ли вас за создание сайта?
Да, Вячеслав знает о сайте с момента его создания – с 1998 года, причем идея сайта с ним обсуждалась до того, как сайт появился. Первые лет пять Вячеслав не понимал, что это такое и зачем. Часто повторял, что ему важно живое общение лицом к лицу со своими слушателями, а не через монитор. Потом как-то позвонил и сказал: «А ты знаешь – уровень вопросов на интервью резко возрос! Журналисты приходят подготовленными – они знают, что я железнодорожник, знают, что я работал в “Голубых гитарах”, “Веселых ребятах” и “Пламени”, знают все про мою семью, детей и на вопрос откуда отвечают: “Мы читали ваш сайт”». Именно тогда Вячеслав, мне кажется, понял, что все это нужно, и начал публиковать адрес сайта на кассетах и компакт-дисках. В интервью он говорил: «Есть такая девушка в Красноярске Мария Райдер, она знает обо мне больше, чем я сам, ходящая Малежикипедия». Кстати, в марте 2003 года мы провели серию онлайн-встреч в чате с поклонниками Вячеслава в прямом эфире на сайте, во время которых он отвечал на вопросы в реальном времени. Через год я вышла замуж за создателя этого чата.
Он сам присылает свои материалы, чтобы вы их опубликовали на сайте? Там есть раздел «Неизданное».
Да, конечно, сам присылает записи. Раньше это были CD-диски по почте, в последние 10 лет выливает файлы с новыми песнями. Раздел «Неизданное» собирался по крупицам многие годы – в нем записи, которые прозвучали на радио или в концертах, но никогда не были записаны в студии. 
Как вы относитесь к современным исполнителям? Есть у вас еще любимые певцы?
Мир – он такой полный! Я уверена – в окружающем нас мире есть все на любой вкус. Я прошла серьезную музыкальную школу как слушатель, через альбомы Beatles, на которые меня подсадил Малежик – он сам битломан, Bowie, T-Rex, Pavlovs Dogs, Sparks, через весь русский рок от Майка и БГ до Жени Любич, я пришла к классической музыке и тишине. Когда я купила свою первую машину, года три в магнитоле был только диск Малежика, под его песни я изъездила все деревни в Сибири (я увлекаюсь фотографией заброшенных пространств). Сейчас у меня новая машина и подписка на Яндекс.Музыку, в избранном которой более 8000 композиций, среди которых все песни Вячеслава Малежика, Павла Кашина и фортепианные концерты в исполнении Михаила Плетнева. Если раньше мы садились с бумажкой к радиоприемнику и пытались записать слова новой песни с эфира, то теперь на расстоянии пары кликов от нас – вся мировая сокровищница музыки, истории и литературы. 
Если у вас есть какие-то интересные и забавные истории, связанные с вами и Малежиком, рассказывайте тоже  
  1. В моем детстве была такая примета: увидишь черную «Чайку» или «Волгу» – загадай желание. Многие годы, заметив такие машины, я твердила: «Чтоб Малежик к нам приехал», – примерно с 8 до 12 лет. А потом он приехал – мечты сбываются!
  2. Первый мужчина, которого я увидела без брюк, – был Вячеслав Малежик. В один из его приездов мы встречались в холле гостиницы, и он вышел в халате. Мне кажется, я тогда еще школу не окончила. 
  3. Пару лет назад мне переслали «исследование» на нескольких страницах обо мне – там была проанализирована моя жизнь за десять лет на основании постов в социальных сетях, сделаны выводы о моей невменяемости, алкоголизме, пристрастии к геям (я несколько лет переводила на русский язык блог актера Алана Камминга, чтобы изучить английский язык, а он оказался представителем меньшинств), на последних строках автор-исследователь выдвигал свою кандидатуру как более подходящую на должность создателя сайта Вячеслава Малежика и предлагал отстранить мою. Сначала меня это потрясло, что незнакомый мне человек потратил столько времени и сил на изучение моей биографии- а теперь я вспоминаю об этом с юмором -  «погрелась в лучах Славы». 
  4. Впервые альбом «Яблоки падают» 2003 года я прослушала до его выхода по телефону в живом исполнении. Так музыка связала два города – Красноярск и Москву.