вторник, 18 декабря 2007 г.

Почему я не люблю бизнес-журналы

Одно из самых ярких потрясений сегодняшнего дня - новый номер журнала "Деловой Квартал". Сразу же хочу отметить: коллектив этого издания достоин самых высоких похвал. Обожаю практически всех. Но вот издание... Нельзя идти на поводу у клиентов - НЕЛЬЗЯ! Особенно бизнес-изданию такого уровня, практически единственному в Красноярске... А началось все обычно. Нам принесли "Деловой Квартал". Запакованный в полиэтилен он производил впечатление более чем приятное, красная ленточка притягивала взгляд. Слова "СибитSystems" по ряду причин тоже (исторически так сложилось, что я наблюдаю за этой компанией и крайне лояльно к ним отношусь с долей большого уважения). Дорогие мои! Первое нарушенное правило: интересующую статью в журнале надо найти. Тебя не должны, как овцу или слепого, тыкать в нее. Только то, что было замечено, отыскано, прочитано и изучено - ценно. Компания же "СибИт" и редакция "Делового Квартала" не оставила мне выбора. Меня, как несмышленого кутенка, ткнули носом - читай! ("Проплачено!" - отозвалось у меня в мозгу. И статью я пока не читала...) Да! Статью я все еще не читала. Сначала я занялась сложным делом - отрывала злополучную красную полоску от журнала. Отрывалась она надо сказать тяжело, лохматилась и на страницах остались ошметки бумаги, а в душе появилось раздражение. 1:0 не в пользу "СибИта"! Благодаря бизнес-изданиям нашего города я точно знаю - все весомые личности нашего города делятся, как минимум, на три категории. Первая - улыбчивые и открытые люди! Практически с одинаковыми лицами. Иной раз, листая такой журнал, мне становится страшно, что нас окружают клоны. Причем и люди-то все не плохие, со многими пересекаемся – очаровательные люди - но со станиц изданий на нас смотрят улыбчивые одинаковые лица-маски. И это - минус изданиям! Вторая - люди с желтыми или же красными лицами. В зависимости от того в системе RGB их поставили на полосу (красные) или в неумелом CMYKе (желтые). Смотреть на такие фотографии приятнее, чем на первые: это уже более-менее живые люди, подпорченные лишь цветом лица да неумело обрезанным фоном.
Отвлекусь на историю: как-то ко мне прибежала испуганная наш дизайнер, размахивая бизнес-журналом со словами "Смотри какая у мужчины прическа!" - показывая мне как ножницами (в стародавние времена отсутствующего фотошопа) обрезанную некогда шикарную шевелюру одного из pr-менеджеров не самой крупной компании. Вспомнилось, как мне сказали в одном журнале - "Спасибо за фотосессию, но мы вам не покажем фотографии до выхода журнала - а то у нас все бракуют их и приходится переснимать." Ну что ж - и фотосессия была бесплатная. И меня на фотографиях не было. Я сама личность крайне не фотогеничная, не то, что мои супермодельной внешности и сверхчеловечности девочки, которых никакой фотограф и цветокорректор не испортит! И третья категория. Наверное, самая любимая мной, но окончательно загнобленная фотокорами. Это люди, которые считают "Будь что будет! Я – такой, какой я есть. И ничего изображать из себя не собираюсь". Именно эти люди получаются угрюмыми, скучными и неинтересными - а все потому, что их не вдохновляют работать на камеру, не советуют как удачнее сесть и не рассказывают "маленькие хитрости съемок". Поскольку фотограф видит - им все равно. Типа схавают любой кадр. И они хавают (зачастую даже не открывая журнал про свою персону), а с ними вместе хаваем и мы, ужасаясь непрофессионализму фотографов, дизайнеров и цветокорректоров (те, кто в этом хоть что-то понимает!) или же восклицая - "Смотри-ка, а в кафе "Саквояж" руководитель-то - "Страх Господен!" (наименование компании изменено). От внешней стороны перейдем к содержанию. Все рейтинги, которые мне доводилось читать в бизнес-еженедельниках нашего города не стоят ровным счетом ничего и отражают скорее не топовость, а близость компании к редакционному составу. С первой тройкой издания нежно дружат, со второй - в партнерских отношениях, а на следующих поглядывают в надежде - "Авось, чего и получится в плане бизнеса". Те темы, в которых я достаточно хорошо разбираюсь, раскрыты под таким исковеркнутым углом, что становится даже не смешно. А те темы, в которых я ничего не понимаю - кто даст гарантию, что они написаны профессионалами? Врят ли. Я - не верю. Поскольку я полиграфист - именно отображение этой отрасли на страницах бизнес-еженедельников веселит меня до слез. Хвалят и приглашают в качестве экспертов те компании, в которых печатается издание. И перегибают палку настолько, что становится стыдно. Смена полиграфического партнера ведет за собой смену топа восхвалений и приглашенных экспертов.

А теперь немного помечтаем. Каким бы мне хотелось видеть бизнес-издание. Во первых – более агрессивным и даже более злым. Журналистский коллектив – это прежде всего яркие личности, выражающие свою точку зрения, опираясь на проверенные факты. Статьи должны носить характер обсуждения, диалога разно уровненных представителей бизнес-сферы. Журналист должен нести ответственность не перед партнером или, что совсем плохо, рекламодателем за подачу материала. Он должен нести ее перед компетентным читателем.

История из жизни. Как заказывают статьи. Сама я пописываю в удовольствие. Соглашаюсь на работу не часто и потому как, основного заработка мне хватает, имею право выбора. Часто звонят и говорят – надо написать статью-обзор про состояние отрасли продаж пиломатериалов за последний год, в качестве экспертов фирма «Прима» и компания «Секонд». Вот телефоны их руководителей. Материал нужен завтра (в лучшем случае, обычно он нужен через 2-5 часов). И подразумевается, что ты возьмешь диктофон и поедешь со своими дурацкими вопросами в эти компании. Обычно компании о твоем приезде знают уже заранее, дурацкие вопросы (равно как и не дурацие) отметаются тут же, тебе наговаривают на диктофон, заранее приготовленный самовосхваляющий текст (иногда просто дают распечатку его) и ждут статьи на утверждение. Журналист (а в праве ли называть такого человека журналистом?) в лучшем случае залазит в интернет и начитывает материал про состояние отрасли, написанный ранее такими же горемыками, как он. Придумывает вводку и концовку и отдает в редакцию. Редакция согласовывает текст с экспертами (рекламодателями, проплачивающими если не этот выход материала, то многие другие) и ставит на полосу. Журналист получает свои 500-1500 рублей, а читатели хавают весь этот бред. Хороша та статья, которая появилась по другой причине. По причине того, что молчать Журналист больше не может. У него наболело. Или наоборот – он восхищен, по-настоящему, без ожидания пост-оплаты. Лучшие свои статьи я писала неделями, болела темой, выспрашивала, высматривала, анализировала, консультировалась. Может быть, не стоит спешить и делать еженедельники? Может быть лучше следить за компетентностью издания?

И вторая короткая история. Звонок из весьма уважаемого издания:
- Выступите экспертом? Нам срочно нужен ответ на тему строительства нового бизнес-центра в районе Северного
- Увы, я не в теме, ничего не знаю на этот счет, но если дадите время и пришлете вопросы – попробую.
– Не, надо срочно, через 15 минут материал сдаем. Вы скажите чего-нибудь, а мы поправим.
- Я не могу сказать чего-нибудь. Я не знаю о строительстве этого центра ничего.
- Тогда давайте мы сейчас вам прочитаем статью из другого журнала, там Иванов выступал по этой теме, а вы скажите, можно слова Иванова подправить и от вашего имени пустить? Никто не заметит! Нам очень нужно экспертное мнение.

Боже! А ведь многие соглашаются.

Всегда ваша,
easyosen