My Life In Film
В детстве мне несказанно повезло — в нашей семье не было культа телевидения. Телевизоров в доме было несколько, стояли они в разных комнатах, и каждый был волен выбирать, что смотреть.
А вот такого, чтобы сесть вместе и начать обязательный семейный просмотр, не было — обходились без этого. И как-то так сложилось, что меня к телевизору не усаживали, просмотром мультфильмов не успокаивали и вообще чаще говорили: «Девочка, отойди, тут кино для взрослых, иди на улице погуляй». Так я спокойно дожила до восьми лет — до того возраста, когда мое сердце впервые разбилось...
Случилось это вполне обыденно... Середина восьмидесятых годов. Самый замечательный телевизор стоял в комнате у моей бабушки, был маленьким, черно-белым, но показывал самые удивительные фильмы и передачи. Сейчас мне кажется, что именно наличие этого черно-белого мирка среди засилья цвета и буйства молодости сформировало мой вкус и любовь к старому классическому кинематографу. Однажды, когда ничего не предвещало эпохального события, я, пробегая мимо телевизора, споткнулась об удивительный взгляд человека и поняла, что влюблена, а жизнь уже никогда не будет прежней:
Бабушка у меня была — золото. Увидев, как ребенок залип перед телевизором, тихонько ушла и дала мне посмотреть в принципе взрослый фильм до конца. Потом порасспрашивала меня, чем фильм мне так понравился и что запомнилось, с облегчением выслушала ответ о «Песенке про верблюда» и «как дяденька с мальчиком ели мороженое», а потом принесла двенадцатый том детской энциклопедии (1964 года), после чего жизнь моя уже никогда не продолжалась вне кинематографа.
Этот самый двенадцатый том на мое детское сознание произвел очень странное впечатление. В нем ничего не было понятно, но как-то чувствовалось, что все не просто так. Что искусство существовало всегда, что оно развивалось в тесной связи с миром и жизнью, и что все взаимосвязано — театр и кино, художники и режиссеры, актеры и писатели, города и люди. Пожалуй, это — самое важное, что я поняла, и именно благодаря этому открытию мне сегодня так легко лавировать между сумасшедшим количеством фильмов и сериалов и выбирать свои.
Выбор по месту
В прошлом номере журнала «Жить интересно!» (Midnight in Paris) Вуди Аллена переносит всех желающих не только в пространстве, но и времени! Съемки проходили в самых живописных местах, эдакий видеопутеводитель, здесь и Jardin du Luxembourg, и Église Saint-Étienne-du-Mont, Versailles и Musée Rodin, а еще Le Musée de l`Orangerie, Musée des impressionnismes Giverny, Musée des Arts Forains, Pont Alexandre III, Maxim`s, и еще множество других не менее культовых мест. Очаровательное кино! Рекомендую.
представил 15 лучших фильмов про путешествия. Я тоже очень часто смотрю кино из-за местечек, в которых разворачиваются события. Так, например,
А фильм (Letters to Juliet) — чем не окно в Италию? История любви в окружении исторических местечек и колоритных достопримечательностей — и вы уже грезите Вероной и мечтаете увидеть все эти улочки и дом Джульетты своими глазами!
Я точно знаю, что никогда не побываю в Гренландии... Мне в Сибири-то нестерпимо тоскливо и холодно и не хватает солнца, а Гренландия... Но фильм (Smilla's Sense of Snow) помог мне прочувствовать эту страну, увидеть бескрайние снега, ледники, почувствовать ветер и понять людей, которым самым страшным кажется ограничение жизненного пространства.
Испания — фильм (Siesta).
Таиланд — фильм (Lo imposible).
США — сериал от британского мастера слова Стивена Фрая«Стивен Фрай в Америке» (Stephen Fry in America).
И так далее... Я очень часто ищу фильм из-за территориальной привязки происходящего, а хорошие актеры и режиссеры — это гарантия того, что фильм будет достоин потраченного на него времени. А потом можно и в дорогу собираться...
Выбор по людям
К четырнадцати годам я открыла для себя еще одного актера — Аль Пачино. Открытие это было запоздалым, но связано с очень сильным бунтом в моей чрезвычайно строгой семье. «Хорошие девочки ложатся спать до двенадцати часов» — это был слоган моего отрочества. И я ложилась. Но тут такое дело... Заполучив свой собственный телевизор (какой-то огромный «Рубин», который мои родители хотели выкинуть, но тащить его на свалку им было лень), я получила и возможность уединения с происходящим на экране. Телевизор был цветной, но показывал все синим. У него была потрясающая функция — в него вставлялись наушники, так что мое погружение теперь уже в синий кинематограф происходило весьма интимно и в полном уединении. (Scent Of a Woman) начали показывать незадолго до полуночи, сцена Дня благодарения (кто видел, тот меня поймет, кто не видел — срочно смотрите!) сопровождалась колоссальным скандалом и в жизни — меня гнали спать... Закончился фильм во втором часу ночи, с моими слезами, соплями и чувством победы. Потом я еще года два мучалась вопросом, как можно одновременно любить двоих мужчин (Андрея Миронова и Аль Пачино), но потом успокоилась и милостиво себе это разрешила. Во всех смыслах.
В процессе производства продукта — фильма — занято огромное количество людей. Часть из них нам знакома и находится на виду, часть остается за кадром. Все эти люди, помимо занятия производством, просто живут: встречаются, влюбляются, женятся, разводятся, собираются в группы по интересам и социализируются. Один из моих способов выбирать себе фильм для просмотра — это попытка разгадать связи этих людей и проследить, что из них получилось.
Самый простой пример — режиссер Тим Бертон. К кому тянутся связующие ниточки от него? Прекрасная актриса Хелена Бонэм Картер — мать его детей, Джонни Депп (в представлении не нуждается) — их крестный отец, Дэнни Эльфман — соратник-композитор, Майк Джонсон — друг-сценарист, Марк Солсбери — друг-писатель, кинокритик и так далее...
Что нам это дает? Мы начинаем скользить по связям Тима Бертона (вкусу которого мы доверяем изначально и предполагаем, что мы можем на него положиться). Вот фильмы, которые я посмотрела благодаря изначальной точке отсчета «Тим Бертон»:
— (A Room with a View) (Хелена Бонем Картер, первая работа в кино), в фильме играет прекрасная Мэгги Смит, что позволяет нам отправиться в путешествие по ее фильмографии и приводит, например, к сериалу (Downton Abbey), а просмотр ее материнского наследия — к актеру Тоби Стивенсу и его работе в отличном сериале «Задиры» (Vexed).
— (Secret Window) (Джонни Депп), фильм по повести Стивена Кинга, что приводит нас к сериалу «Тайны Хейвена»(Haven), снятому тоже по произведению Кинга, и далее уводит в фильмографию Джона Кьюсака, который снялся в фильме «1408»по произведению Кинга и огромном количестве других фильмов, среди которых (Being John Malkovich) — чем не повод переключиться и на фильмографию Джона Малковича, который, кстати, замечательный театральный актер.
— С Дэнни Эльфманом все сложнее, композитор он востребованный, и среди озвученных его мелодиями фильмов есть и откровенные провалы, но «Дик Трейси» (Dick Tracy), (Men in Black), «Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting), (Milk) явно удались! А Дэнни Эльфман может навести нас на мысль посмотреть тех же «Симпсонов»(The Simpsons) или (Silver Linings Playbook).
— Майк Джонсон приведет нас к отличному мультфильму (Corpse Bride), проследив связь команды которого, мы можем посмотреть фильм-стилизацию под оригинальный фильм 1939 года «Оз: Великий и ужасный» (Oz the Great and Powerful) (и фильм-оригинал мы тоже можем посмотреть).
— Марк Солсбери известен не только как автор книги о Тиме Бертоне, но и как журналист-редактор журналов о кино Empireи Premiere, полистав подборку статей которых можно почерпнуть огромное количество идей. Именно его книги о связи комиксов с киноискусством Writers on Comics Scriptwriting (2002), Artists on Comics Art (2002), Behind the Mask: The Secrets of Hollywood’s Monster Makers привели меня к идее посмотреть экранизации комиксов.
В общем, надеюсь, что идею я донесла. Отталкиваемся от просмотренного и зацепившего нас фильма и начинаем разматывать клубок связей его создателей друг с другом и таким образом находим отличные фильмы, достойные нашего внимания.
Выбор по книгам
Извечный спор, что было раньше — курица или яйцо, очень напоминает мне спор на тему, что лучше — читать первоисточник или смотреть экранизацию, и в какой последовательности это делать. Ответа у меня нет. Мне нравится положиться на случай, судьбу и Вселенную и позволить этим силам влиять на ход событий. Так, роман «Джейн Эйр» (Jane Eyre) я впервые посмотрела (а потом и прочитала раз десять) с Тимоти Далтоном и Зилой Кларк (1983 год), но полюбила по-настоящему с Тоби Стивенсом и Рут Уилсон (2006 год). Кстати, однажды я совершала «загул» по Джейн Эйр и посмотрела девять экранизаций, разматывая клубок связей создателей которых, нашла огромное количество других достойных картин.
А вот Джейн Остин я сначала прочитала. НО! «Гордость и предубеждение» (Pride & Prejudice) с Кирой Найтли и Мэтью Макфейденом, (Sense and Sensibility) с Эммой Томпсон, Аланом Рикманом и Кейт Уинслет, «Эмма» (Emma) с Гвинет Пэлтроу, Алланом Каммингом и Эваном Макгрегором и «Нортенгерское аббатство» (Northanger Abbey) с Фелисити Джонс и Кэри Маллиган посмотреть стоит.
Книгу «Жареные зеленые помидоры в кафе „Полустанок“» (Fried Green Tomatoes at the Whistle Stop Cafe) (равно как и все романы Фэнни Флэгг) я осилить не смогла, зато посмотрела с интересом! Отличный получился фильм, кстати, он открыл мне актрису Кэти Бэйтс.
Экранизация романа «Жутко громко и запредельно близко»(Extremely Loud and Incredibly Close) — это абсолютно отдельное от книги произведение! Она — другая. И я до сих пор не уверена, что мне нравится больше — книга или фильм.
В Википедии есть отдельная категория —
. Иногда я залезаю в нее и черпаю идеи, что мне посмотреть вечером.Выбор по жизненной позиции
Сидящий в глубине меня дилетант-кинокритик не уверен, что, например, Аллан Камминг, Эван Макгрегор и Джон Кьюсак — гениальные актеры. Но их жизненная позиция мне очень близка. И я точно знаю, что любой фильм с ними заставит меня задуматься. Аллан Камминг — писатель, активный защитник прав ЛГБТ, преданный собаковод и замечательный фотограф. Возможность читать его
, и видеть открывает мне много интересного за рамками кинематографа, хотя и зачастую приводит к интересным кинооткрытиям.
Эван Макгрегор никогда не снимается в фильмах-однодневках, после просмотра которых остается ощущение зря потраченного времени. Посмотрите удивительные картины (Salmon Fishing in the Yemen) , «Последняя любовь на Земле» (Perfect Sense) и даже «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (I Love You Phillip Morris), и вы расширите свои представления о мире.
Кстати, в начале 2004 года Эван отправился в кругосветное путешествие со своим другом (ох уж этот клубок связей!) Чарли Бурманом (актером, они познакомились на съемках картины«Поцелуй змеи») на мотоциклах. За 15 недель они проехали 30 000 километров, пересекли Восточную Европу, Украину, Россию, Казахстан, Монголию, затем переправились через Берингов пролив и продолжили путешествие по территории Аляски, Канады и США, финишировав в Нью-Йорке. А в 2007 году проехали от самого северного населенного пункта Шотландии до Кейптауна (ЮАР). Вы согласитесь со мной, что познакомиться с точкой зрения на происходящее в мире таких людей интересно? Можно посмотреть фильм «Долгая дорога вокруг света» (Long Way Round) , а можно почитать книгу «Вокруг света на мотоциклах».
Выбор в приложении
После долгих мотаний между двумя iOS и Android я стала обладателем телефона от компании Apple, поэтому большинство моих кинопомощников обитает на этой системе. Во-первых, это приложение от крупнейшего портала «Студия 30» (30 Rock), а именно 19-го эпизода 6-го сезона, я нашла в списке актеров Пола Маккартни, пересмотрела серию — нет Пола Маккартни. Ну как же так — мы же любим Пола Маккартни! Куда же он делся? Пятисекундный поиск в Google объяснил, что Пол Маккартни не вошел в финальную версию эпизода на ТВ, но можно посмотреть
. Приложение бесплатное, на английском языке. Именно в нем так удобно смотреть связи людей и событий и выбирать фильмы по принципу «где он еще снимался, что он еще снимал, кто с ним в это время был». Огромный плюс этой программы в том, что там можно посмотреть не только списки сериалов, но и конкретные списки серий и актеров, которые в этой серии принимали участие. Так, во время просмотра сериала
Для тех, кому проще ориентироваться на русском языке аналогичный функционал представляет приложение «КиноПоиск» и сайт
.
Отличный выбор фильмов и оперативно появляющиеся новинки кинопроката можно найти на сайте
и в их мобильном приложении.
Странно, но iTunes в России несказанно тормозит, и ориентироваться на него для приобретения новинок не стоит — крайне скудный выбор и задержка выхода. Как хорошо, что ранее существовавшая только на платформе Android фирменная система потребления видеоконтента от Google — программа
— теперь доступна и на iOS! Там можно за 499 руб/месяц оформить подписку на коллекцию фильмов и сериалов и смотреть их на мобильных устройствах или SMART-TV.
Для легального просмотра фильмов на русском языке существует программа
, которая позволяет покупать фильмы в среднем за 99 руб.
Старые русские фильмы можно посмотреть и в приложении
, и на .
Рекомендательные приложения —
, .
Кстати, в Facebook есть две отличные группы для киноманов —
и . В первой — ежедневные новости из мира кино, во второй — коллективное обсуждение фильмов.
А еще вы можете попробовать создать в своем городе киноклуб! Как это организовано в Ростове: Группа ростовского киноклуба
существует почти три года. Все началось с просмотра фильма «Пина» в Доме кино. На встречу собрались ростовчане-киноманы, после чего стало понятно, что именно такого клуба и такого общения не хватает в Ростове. создал группу в Фейсбуке, которая и стала основой киноклуба. В группе ежедневно можно прочитать свежие новости мирового кино. Кроме того, раз в две недели члены клуба собираются в одном из антикафе города для совместных просмотров и последующих обсуждений. Сейчас разрабатывается новая система выбора фильма для просмотра: если раньше фильмы отбирались тематически, то теперь будут посмотрены фильмы разных стран. Уже известно, что первым таким станет просмотр турецкого кино, следующим — итальянского. Фильм будет предварять небольшая лекция, а также угощение — национальное блюдо страны.
Для тех, кто, как и Жан Рено, считает, что «в кино главное слово — „почему“».
Потому что увидеть и понять — это значит, через роман с КИНО лучше узнать себя, растить себя, учась ясно излагать свои мысли и впечатления, через кинореальность лучше понять реальность происходящего с тобой.
Смотрите, думайте, чувствуйте, делитесь.