вторник, 12 октября 2010 г.

Кое-какие наблюдения за стремительно меняющейся жизнью

Сегодняшний день я провела необычно. Я практически не работала, каюсь. Конечно мое "не работала" и "не работала" других людей сильно разнятся, но я позволила себе днем свалить и посетить своего парикмахера. Эта процедуру я, честно говоря, не люблю, не смотря на то, что у меня самый лучший мастер, и собеседник она очень интересный, но просидеть в кресле четыре часа ничего не делая - не мой стиль времяпрепровождения. И еще эти общие вопросики: "А куда вы в этом году ездили отдыхать?" (никуда, я работала), "А вообще какая страна вам больше всего запомнилась?" (у меня нет загранпаспорта, и я нигде не была, если не считать за путешествие просмотр серий "Золотой глобус"), "А где вы теперь филиал открываете?" (еще раз филиал?? мне эксперимента по предыдущему хватило - до сих пор кошмары снятся, и набранный от стресса вес никак не уйдет).

Но сегодня я услышала кое-что, вынесшее мне мозг. Я узнала о том, как нынче проходит обучение в ВУЗе. Обучение включает в себя изучение 3х обязательных иностранных языков (английский, китайский, французский) и еще один язык берется по желанию (испанский, итальянский) на пятом курсе. С третьего курса многие предметы читаются на иностранном языке. Честно говоря, я себе такое даже представить не могу! Просто мечта! Если бы мне выпал второй шанс получить высшее образование в 21 веке, я бы сделала все, что бы быть одной из лучших.

Когда я училась в институте, мне преподавали лесозаготовку и устройство валочно-трелевочно-пакетирующих машин, уроки английского языка проходили у нас по старым учебникам и сводились к чтению вслух - группа наперебой пыталась что-то выдавить из себя, преподавателю было все равно и знаний особых от нас никто никогда не требовал. Поскольку я была из семьи весьма небогатой, то я работала всегда, сколько себя помню, и зачастую на двух-трех работах. И работа увлекала меня всегда гораздо больше, чем лесхоз (кстати, училась я на экономическом факультете). Помню грязные коридоры, пирожное "корзиночка" в буфете с засохшим изюмом и то, что меня никогда ничему не учили. Мне бубнили какие-то абсолютно несвязные речи и требовали их повторить на зачете. Я повторяла. Поскольку с ранних лет я была прилично упакована в плане информационных технологий - 16 лет назад у меня дома был и сканер, и принтер и возможность распознавать текст, - училась я очень хорошо. Брала книги, сканировала, распознавала, печатала и получала свои заслуженные пятерки. Копила деньги и спускала их все на очередные кассеты с "Аквариумом" и Дэвидом Боуи. Так и жила. Еще умудрялась работать на двух-трех работах и помогать одному неимущему "родственничку", который спустя много дружески прожитых лет предпринял попытку вытереть об меня ноги (что ему практически удалось), зарекомендовал себя полным подлецом и, разбив мои былые большие надежды, избавил меня от нереализованных мечтаний.

Лекции сейчас читают все мультимедийные, студенты ходят на занятия с ноутбукам, учебники - яркие и красочные, преподаватели - любезные, задания выдаются в электронном формате. По-моему, это сказка.

Я, человек в принципе не глупый, урывками пытаюсь отточить свое знание английского языка и горестно вздыхаю из-за того, что никак не могу осилить еще один язык - французский (нет времени, нет сил, нет куража). И мне действительно интересно, училась бы я с таким же рвением сейчас, если бы у меня была возможность полностью отдать себя этому процессу. Думаю, что да, особенно если накопленный опыт и мудрость бы осталась.

А еще я сегодня посетила нашу краевую научную библиотеку после двух-летнего перерыва. Это я вам скажу тоже похоже на шок. Металлоискатели на входе, вместо читательской корочки - пластиковая карточка, правда все тоже мелкое хамство от персонала, но в целом - изменения видны не вооруженным глазом! И где мои 17 лет?

Это - не ностальгия, это - зависть! Был бы у меня ребенок - всю бы плешь ему проела - учись, учись, учись, а так - просто позавидую, вздохну и буду наблюдать за изменениями в нашем образовании дальше...