пятница, 27 февраля 2015 г.

Второе интервью с Михаилом Ивановым для "Жить интересно"

27 февраля 2015

Михаил Иванов: «Неспешное чтение книг стало непозволительной роскошью»

Мария Райдер
Маркетолог, каждый день делает все возможное, чтобы соответствовать своим жизненным принципам «Если жить — то интересно!» и «Дорогу осилит идущий»
  • mariarider.com
  • vk.com/mariarider
  • Чем дольше живу, тем чаще замечаю стремительность уходящего времени. А ведь хочется все успеть! Везде побывать, почувствовать, поучаствовать, все прочитать! Именно об умном чтении наш разговор с Михаилом Ивановым — человеком, который сначала придумал издательство «Манн, Иванов и Фербер», а год назад запустил проект Smart Reading — проект, который помогает экономить время на чтении и получать концентрированные знания.

    ПРОШЛОЕ

    — Михаил, вы создатель издательства «Манн, Иванов и Фербер», теперь сооснователь проекта Smart Reading — откуда такая любовь к печатному слову? Вы в детстве много читали?
    — Да, довольно много. У нас была очень хорошая библиотека в несколько тысяч томов. Помню, как в конце 90-х родители выписывали «толстые журналы», а потом компоновали их в книги и относили в переплетную мастерскую, где их сшивали.
    Михаил Иванов
    Сооснователь проекта SmartReading
    Книги оказывали на меня большое влияние. Например, книга «Одлян, или Воздух свободы» навсегда отбила у меня желания участвовать в каких-либо подростковых группировках, которые были очень обычны для того времени на Северном Кавказе, где я вырос. Я бы рекомендовал родителям ребят, которым 12-14 лет, дать им прочесть эту тяжелую книгу.
    — Как вообще молодому человеку в голову может прийти идея стать издателем?
    — Когда я придумал «МИФ», мне не хватало хорошо изданных книг о бизнесе. Smart Reading возник, потому что мне перестало хватать времени читать полные версии книг. Я хорошо понимал, как их можно сократить.

    НАСТОЯЩЕЕ 

    — Smart Reading: ценные идеи из лучших книг — почему вы решили сейчас заниматься саммари? 
    — Думаю, ответ на этот вопрос довольно очевиден всем современным людям. Главная ценность, управляющая нами сегодня, — время. У человека столько задач и возможностей, что неспешное чтение книги в 300-400 страниц стало непозволительной роскошью. Наш проект — лишь ответ общей тенденции: контент должен быть настолько кратким, насколько это возможно для сохранения его полезности и ценности.
    Интересно, что сейчас мы создаем и потребляем больше контента, чем когда-либо. Люди засыпают с мобильным телефоном в руках и просыпаются с ним. 
    — Кто делает саммари из книг? Это один человек или много? Почему у саммари нет авторов? 
    — Наши самари пишут специалисты, всего сегодня с нами сотрудничает около тридцати проверенных авторов. Мы тем не менее все время пополняем базу, особенно узких специалистов. Так, пока не складывается долгосрочная модель ни с одним автором — специалистом в вопросах менеджмента и стратегии. Мы не пишем имени автора саммари по двум причинам — сложившаяся практика (не все авторы были готовы к обнародованию своей работы) и коллективный результат: некоторые саммари после прохождения всех этапов вычитки и корректировки меняются до неузнаваемости.
    — ваши книги снабжаются аудиоверсией саммари, это затратно — производство аудиороликов?
    Да, это не дешево. Но мы считаем, что это добавляет значимой ценности нашему сервису, и продолжим это делать для всех наших саммари. 
    — Все книги записывает один диктор, или вы подбираете голос под содержание книги и аудиторию читателей?
    — Выбираем голос, больше соответствующий содержанию. Кроме того, мы со временем меняем голоса и обязательно добавляем звуковую аранжировку, чтобы было приятно слушать. 
    — Многие издатели сетуют на то, что нынешнее поколение не любит читать книги. Будет ли отдельный проект комиксов идей по лучшим книгам? 
    — Мы в шутку начали обсуждать этот формат параллельно с текстовым, но в последнее время все чаще задумываюсь — а не вернуться ли к этой теме уже всерьез. Формат бумажной книги не является священной коровой. Посмотрите, давно исчезли бумажные энциклопедии, карты, словари... Многие инструкции проще посмотреть в YouTube, чем читать в виде текста в руководстве пользования.
    — Многие ваши саммари снабжаются инфографикой — зачем? Кто делает вам инфографику? Вы пишете какую-то заявку на разработку? Читает ли дизайнер инфографики предварительно книгу?
    — Инфографика — это простой способ вспомнить прочтенное и поделиться с другими ценными идеями. Мы планируем делать инфографику на большую часть наших книг, поддающихся такому формату. Пока у нас нет постоянного партнера — пробуем разные студии и выбираем. Да, пишем заявку, дизайнер читает саммари. 
    — Сколько человек необходимо для поддержания такого онлайн-проекта, как Smart Reading?
    — В постоянно действующей команде у нас пять человек. Большая часть работ выполняется внешними подрядчиками, которые работают по всему миру. Наша ИТ-команда находится в Таиланде, и когда там день заканчивается, у нас в США он только начинается.
    — Раньше у вас была подписка только для компаний, сейчас появилась возможность подписаться частным лицам — почему вы приняли такое решение? Ведь подписка для компаний стоит гораздо дороже. Не потерялась ли после такого хода ценность библиотеки саммари?
    — Мы двигаемся за спросом. Многие читатели лично готовы платить за библиотеку и иметь доступ к саммари. Мы не видим значимого пересечения между этими сегментами рынка. Корпорации получают не только библиотеку, но и поддержку от нас, возможность проверять знания сотрудников, возможность заказать уникальные саммари. 
    — Есть ли у проекта Smart Reading редактор, который читал полную версию книги и потом читал саммари, — тот человек, который готов поручиться, что для нас были оставлены действительно ценные идеи, ошибки вычитаны, а неточности выверены? 
    — вы же не всерьез это спрашиваете? Сложно себе представить одного человека, который читал и будет читать со скоростью появления саммари все книги из библиотеки. Кроме того, что команда по редактуре саммари во главе со мной имеет большой опыт и многие книги читала, у нас есть широкая сеть рецензентов, которых мы просим прочесть саммари с критическими замечаниями.
    Более того, по всем книгам современного русского происхождения мы согласовываем саммари с автором книги. Так что у нас значимая часть авторизованных саммари. 
    — Сейчас существует много библиотек электронных книг. Например, сервис bookmate, которые предоставляет доступ к полным версиям книг за сумму вдвое меньшую, чем подписка на саммари... Как вы думаете, чем это обусловлено? Правильно ли платить за short-version бОльшие деньги?
    — Сервис bookmate, если мы уж заговорили о нем, размещает в своей библиотеке все доступные книги, без первичной работы по отбору (и часто без разрешения со стороны правообладателей, насколько я слышал), и, несмотря на кажущийся огромным размер библиотеки, часто нужной книги вы не найдете. Если же вернуться к началу нашего разговора о ценности проекта, то простая электронная библиотека книг не решает главной проблемы — отсутствия времени на выбор и чтение длинного текста. Готовы ли люди платить за решение этой проблемы? Мы знаем уже как минимум полторы тысячи готовых, далее — посмотрим. 
    — Читатели вашей библиотеки люди разговорчивые? Хвалят? Дают отзывы на книги? Рекомендуют друзьям? Насколько социальная составляющая и вирусное распространение информации помогает вам в продвижении сервиса и увеличения количества подписчиков? 
    — Да, у нас очень благодарная аудитория. В день я получаю несколько писем от читателей, чаще всего — с благодарностью и идеями. Но я рад и критическим замечаниям, даже специально прошу о них в личных письмах подписчикам. Читатели здорово помогают нам стать лучше и удобнее.
    — У проекта значимая социальная составляющая — мы позволяем людям получить недостающие знания и почерпнуть новые идеи за разумную плату в виде инвестированного времени. Без нашего проекта я и сам не прочел бы, например, Сунь-цзы или «Ружья, микробы и сталь...», а ведь это целый пласт существенного для образованного человека контекста. Получая эту ценность, читатели с удовольствием делятся ею. Около двадцати процентов наших подписчиков пришли по прямой рекомендации с сайта, а сколько по рекомендации офлайн — остается только догадываться, полагаю, что это бОльшая часть текущих подписчиков. 
    — Правда, что вы лично знаете о каждом новом подписчике и пишете от своего имени благодарственное письмо?
    Да, я ежедневно проверяю динамику подписки и вижу всех подписавшихся. Но личные письма с благодарностью я пишу только знакомым мне людям, хотя это неплохая практика писать всем — к сожалению, не уверен, что смогу это уложить в имеющийся бюджет времени. Однако я искренне благодарен всем людям, оценившим наш сервис и готовым инвестировать в его развитие, спасибо вам, наши уважаемые подписчики!

    ПРО ЧТЕНИЕ

    — Какие книги любит читать Михаил Иванов?
    — Если говорить о художественной литературе, то я люблю Людмилу Улицкую, Алексея Иванова, Виктора Пелевина. Одно из открытий прошлого года — книга «Лавр» Водолазкина. С большим удовольствием послушал книги по истории Бориса Акунина. Возле кровати у меня лежит книга «Отец Александр Мень отвечает на вопросы».
    Кроме того, я сейчас читаю много специализированных книг по подготовке к триатлону.
    — А сами вы пишете саммари для проекта?
    — Нет. Это отдельная работа. Я хочу написать смарт-книгу о триатлонных тренировках.
    — Работа с книгой — что это для вас? Читая нон-фикшен литературу, вы делаете пометки, записи, листы внедрения?
    — Да, я всегда делаю записи. Обычно в заметках своего телефона. Чем более ценная книга, тем больше записей. При этом мои записи могут отличаться от записей другого человека.
    — У Игоря Манна есть известный тест книги на «50 страниц» — если первые 50 страниц книги его не цепляют, он прекращает чтение и закрывает книгу. А как оцениваете полезность книг вы?
    — По количеству и качеству идей, которые родились при чтении книги. Думаю, что Игорь сейчас не дочитывает и 50 страниц. Максимум пять.
    — В огромном количестве выходящей литературы сложно разобраться. Как вы посоветовали бы отличить полезную книгу от поверхностной и неважной? Есть ли способы узнать о ценности книги по обложке, издательству или описанию?
    — Опыт автора, издательство, выпустившее его книгу. Перед покупкой можно поискать в сети выступление автора. Если зацепило, прочтите книгу.

    ЦЕРЕМОНИЯ ПРОЩАНИЯ

    — Если бы я попросила дать напутствие нашим читателям одним предложением — что бы вы сказали? А одним словом?
    — Это отличная идея. Напутствие одно — вставайте рано. Спасибо!