вторник, 11 ноября 2008 г.

Светлый дар Марины Москвиной


Март девяностого года ворвался в жизнь многих тогдашних подростков ярким солнечным светом, подтаявшим снегом, воркующими голубями, ангиной и первым знакомством на страницах журнала «Пионер» с Мариной Москвиной. У меня это была детская влюблённость с первой строчки в такой родной и удивительный мир. Позже будут «Приключения Олимпионика», «Моя собака любит джаз», друзья Марины Тим Собакин и Сергей Седов, позже будут ее «взрослые» романы про странствия-путешествия и вечера за уроками у приемника «В компании с Мариной Москвиной».
Даже представить не могла, что спустя восемнадцать лет наши пути пересекутся на красноярской ярмарке книжной культуры. Мариночка осталась такой же – удивительной. Я заметила ее сразу же в шумной толчее павильонов, узнала по походке. И, словно не было всех этих лет, - легкой, летящей, улыбающейся, с искорками в уголках глаз, такой родной, как и ее книги, она пришла на встречу с читателями.

Светлый дар Марины Москвиной

Родилась в Москве, окончила факультет журналистики МГУ. Работала поваром в геологических экспедициях, экскурсоводом в Уголке им. Дурова, в газете «Московская правда», в издательстве "Прогресс", вела мастер-класс в Институте современного искусства и радио-передачу на «Радио России», писала книги для детей, а после и для взрослых. За книгу «Моя собака любит джаз» получила международный Диплом Андерсена, открывший ей дорогу в Индию. Об этом путешествии написала повесть «Небесные тихоходы». Первая «взрослая» книга увидела свет в 2001 году - роман «Гений безответной любви», который был выдвинут на Букеровскую премию.

  • - Поговорим о творчестве?
    - Эта тема воистину неиссякаемая, о нем можно говорить вечно. Но нужно ли? Лучше всего просто творить и все. Это самое прекрасное состояние духа человека, как любовь , молитва или медитация. Мне кажется, что единственный смысл нашего существования в этом мире - это любить, творить, путешествовать.

Любовь для Москвиной - это метод подхода к жизни, книгам, всему живому. Ее глаза светятся любовью – с этим чувством смотрит она на выпавший снег, нежданно выглянувшее солнце, собак, крыши и заборы, на своих читателей и учеников.
Творчество – не только смысл ее жизни, предмет ее преподавательской деятельности, но и тема одной из ее книг «Учись видеть: уроки творческих взлетов».

  • - А всем ли дан талант?
    - Конечно. Мы все приходим в этот мир талантливыми, только быстро забываем об этом. Талант надо росить, читать мудрецов, видеть новое, учится у окружающего мира, чувствовать сердца других людей. Глупость – ее и своей хватает, гнева, раздражения, идиотии – у каждого более чем достаточно. Творить по настоящему – трудно, но это такое наслаждение и такая ценность.
  • - Вы верите, что можно научить творческому полету?
    - И верю, и учу. Об этом моя книга, книга с совершенно фантастической судьбой. Я написала ее для своих студентов, когда решилась покинуть их после 10 лет проведения мастер-классов. Вот как у нас проходили занятия: мы встречались раз в неделю в аудитории и шли гулять по всему городу. Шатались по улицам, смотрели на прохожих, на их ботинки, на то, как чей-то прекрасный туманный профиль мелькнет в проезжающем автобусе, мы читали надписи на стенах, заходили в подъезды, гуляли по крышам, ходили в зоопарк. А потом мы возвращались и я просила: «Напишите! Напишите что-нибудь такое, что вас по-настоящему взволновало! Только то, что затронуло ваше сердце, только об этом можно по-настоящему хорошо написать!». Ребята садились и писали. И что удивительно – за все десять лет каждый из моих учеников написал что-то неповторимое! Пусть маленькое произведение – но настоящее! То, что находится ближе всего к твоему сердцу.

Путешественницей была с юности: ездила в геологические экспедиции на Кольский полуостров и на Дальний Восток. Теперь вот - Япония, Индия и Непал. И ни дня без строчки – все свои впечатления, удивления, ошеломления открывает читателям в новых повестях….

  • - Каково это - идти «тропою птиц»?
    - Лететь! Это старинное выраже
    ние, описывающее паломничество, странствие. И это название самой свежей моей книги. Три повести о путешествиях – в Японию, Индию и Непал. Мы с Леней (муж Марины, художник Леонид Тишков) прошагали старинными дорогами Японии, медитировали в монастырях, совершили восхождение на гору Аннапурну - в самое сердце Высоких Гималаев. Эта книга, несмотря на весь драматизм происходящих событий, полна юмора, веселых рисунков и увлекательных историй из жизни загадочных районов Земли.

В последние годы книги Марины выходят в двух издательствах – «Гаятри/livebooks» и «Эксмо». «Моя собака любит джаз» - остросюжетные рассказы, визитная карточка автора, «Гений безответной любви» - первый взрослый роман, притча – история сумасшедшей любви к жизни, роман о мудрости, хотя, конечно, ни один из героев ни за что в этом не признается, поскольку слишком увлечён карнавалом, на котором буйно веселится. Радио"Москвина" – воспоминания о встречах с уникальными людьми, беседуя о жизни, о любви, об искусстве, о странствиях, о старости, о страсти, о смерти и бессмертии, о просветлении. «Не наступите на жука» - знаменитая детективная история для детей от 8 до 80.

  • - Марина, а говорят, что книги скоро умрут – станут электронным, мультимедийными. Люди перейдут на е-буки…
    - Бумажные книги очень красивы. Для меня страшно важно, что бы книга была красивой. Смотришь на нее – это как лицо человека, с индивидуальными чертами, душой, светом. Увлекает уже одним своим внешним видом, шелестом страниц, запахом типографской краски, этими бликами на обложке… Книга открывается и уводит читателей тропами своей любви. И отношения автора с издателем – любовные. Мои книги оформляют родные мне люди. Леонид Тишков, которого я упрашивала , чуть ли ни в ногах валялась: « Леня нарисуй, нарисуй!» Но Леня рисовать мои книги отказывался. Он иллюстрировал «Двенадцать стульев», «Золотого Теленка», Козьму Пруткова. Он рисовал самые лучшие книги, которые только можно вообразить, а меня считал, наверное, несколько недостойной своего пера и кисти. И я страшно рада, что в какой-то момент он все же начал их иллюстрировать, и они получились такие.
Три дня пролетели незаметно – так жалко было расставаться! Напоследок Марина сказала: «Не использовать свой талант, или как говорят еще «зарывать талант в землю» - это неблагодарность по отношению к богу и существованию. Ты должен крылья своего таланта всячески отращивать. Бывает страшно обидно, когда люди расправят крылья и уже начнут свой полет, но вдруг чего-то пугаются, да, когда ты летишь – это страшно. Вдруг ты упадешь? Но об этом не надо никогда думать. Когда ты полетел – уже лети, не смотри вниз, не бойся, смотри вверх и лети все выше и выше. Не предавай свой талант – разворачивай крылья и лети, не останавливайся. Отвлечешься лишь на секунду, остановишься и можешь навсегда потерять возможность продолжить свой танец. Сбиться с ритма жизни.»

Пожелаем этой чудесной женщине не останавливаться: путешествовать, встречаться с интересными людьми, снимать фильмы, рисовать картины, писать радиопередачи, новые романы и повести, издавать книги – танцевать свой легкий танец, такой чарующий, такой прекрасный, как вся ее жизнь. Марина, мы летим с тобою!